Богатства Севера №1(1), 2010 год
Название посёлку Казым Белоярского района Ханты-Мансийского округа подарила речка-тёзка. Имя посёлка вошло в официальное название местного предприятия — ОАО «Казымская оленеводческая компания». О вверенном ему предприятии рассказывает генеральный директор Александр Шишкин:
— Север — это национальный колорит коренных народов, бескрайние заснеженные просторы, стада оленей в тундре. Часть от общего поголовья (всего в ХМАО свыше 30 тыс. оленей), —, а именно 6 508 оленей, — принадлежит ОАО «Казымская оленеводческая компания». Нынешняя численность стада — лишь часть от прежнего поголовья. Смена строя в государстве и связанные с этим изменения негативно отразились на всём сельском хозяйстве страны, в том числе и на такой отрасли, как оленеводство.
История Казымской оленеводческой компании насчитывает почти полвека (50-летний юбилей будут отмечать в следующем году). Несмотря на объективные трудности, на сегодняшний день компании удалось удержаться на плаву, стабилизировать финансовое положение: оплачиваются налоги, нет задержек с выплатой заработной платы. Испокон веков коренные народы Севера — ханты, коми-зыряны — занимались оленеводством. Эта традиция сохраняется и сейчас: оленьи стада Казымской оленеводческой компании пасут представители этих народностей.
Север отличается малонаселённостью, кадровый вопрос здесь один из самых острых. Не обошла эта тенденция и Казымскую оленеводческую компанию.
— Молодёжь не идёт к нам работать, — поясняет Александр Григорьевич. — Пасти оленьи стада в тундру уходит старшее поколение.
Один из путей выхода из сложившейся ситуации — это поднимать престиж профессии оленевода.
— О необходимости профессии оленевода на Севере надо рассказывать в школе, по телевиденью и радио, — уверенно говорит Александр Шишкин. — И тогда молодёжь вернётся к истокам, к своим национальным корням. Но рассказывать о профессии оленевода надо честно, без прикрас. Пропаганда должна быть разумной. Труд оленевода тяжёлый: приходиться несколько месяцев проводить в тундре, жить в чуме, с минимальными бытовыми удобствами. Улучшение бытовых условий также может сыграть положительную роль в решении кадрового вопроса.
Жизнь на Севере невозможно представить без оленей. Мясо оленей (в Казыме ежегодно заготавливается порядка 30 тонн оленины) предназначено для питания в дошкольных, школьных и бюджетных учреждениях Ханты-Мансийского округа. Стабилен спрос на оленьи рога — они востребованы в Поднебесной, при производстве препаратов народной китайской медицины. Оленьи шкуры приобретают центры национальных ремёсел (в округе уделяется большое внимание сохранению самобытности коренного населения). Олени отдают людям ещё одну ценность — камус (мех с оленьих ног, из него шьют традиционную северную обувь — кисы). В суровых климатических условиях кисы — самая приемлемая обувь за счёт того, что хорошо сохраняет тепло.
Ещё одно направление деятельности Казымской оленеводческой компании — это звероводство. На звероферме (самой большой в Уральском федеральном округе) разводят чёрно-серебристых лис (вместе с щенками поголовье фермы составляет 4,5 тыс. голов), на производстве занято 30 человек. Северный мех ценится особо за свою красоту и практичность, шкуры лисиц с Казымской зверофермы можно увидеть на столичных пушных аукционах. Но за роскошным серебристым мехом скрывается кропотливый повседневный труд. Помещения зверофермы старые, требуют реорганизации и дополнительных денежных средств. Увеличение субсидирования этой отрасли из федерального и местного бюджетов может в корне переломить ситуацию. Реализация этих программ назначена на ближайшие годы (2012–2016). Высокие транспортные затраты (сказывается территориальная удалённость региона) добавляют сложностей в ведение хозяйственных дел на Севере.
Решение существующих проблем оленеводства, — задача вполне выполнимая. При условии, что делаться это будет не «наскоком», а системно, комплексно. Все эти трудности преодолимы, главное — люди, которые занимаются оленеводством и звероводством в условиях Крайнего Севера, живут здесь.
— Если коллектив видит, что руководитель настроен честно работать, с полной самоотдачей, то и у работников отношение меняется, появляется мотивация к работе, — подводит Александр Геннадьевич итог беседе. — Перспективы развития есть.