Агропром — подушка безопасности России Свежий номер
По словам Председателя Правительства РФ, сегодня наша страна располагает мощным потенциалом для развития аграрного сектора, способна обеспечить не только собственную продовольственную безопасность, но и сыграть ключевую роль в решении этой всемирной проблемы. При этом поставляемой на экспорт продукцией, к примеру, не должно быть обычное зерно, ибо оно тоже почти сырьё. Необходимо диверсифицировать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, это важнейшее условие конкурентоспособности отечественной продукции, как на внутреннем рынке, так и в пространстве Таможенного союза и ВТО. Такие подходы, такая идеология легли в основу новой государственной программы. Министр сельского хозяйства России Николай Васильевич Фёдоров рассказал нашему журналу о достигнутых результатах и перспективах дальнейшего развития отрасли.
Переломный этап
— С начала реализации нашего приоритетного национального проекта в развитии сельского хозяйства произошли очень серьёзные позитивные изменения, — говорит Николай Васильевич. — Государственная финансовая поддержка стимулировала сильный приток частных инвестиций в сельхозпроизводство. На сегодня совокупный инвестиционный портфель составляет около 1,6 трлн рублей и обеспечивает устойчивые темпы развития и модернизации агропромышленного комплекса. Заметным результатом господдержки частных инвестиций стал рост в отрасли, который уже в значительной степени гарантирует продовольственную независимость по отдельным группам. В прошлом году показатели продовольственной безопасности по самообеспеченности составили: по зерну — 99%, сахару — 96%, картофелю — 96%, мясу и мясопродуктам — 73%, молоку и молокопродуктам — 80%, растительному маслу — 76%. Российский агропромышленный комплекс стал своего рода подушкой безопасности, что позволило стране пережить мировой кризис. Экономический рост в отрасли наблюдался даже в этот непростой период. Только за последние пять лет было построено и модернизировано более 700 объектов для свиноводства, около 400 для птицеводства и 200 для производства мяса крупного рогатого скота. Наиболее интенсивное развитие получили птицеводство и свиноводство. Сегодня агропромышленный комплекс находится на таком переломном этапе, когда количественные изменения должны перейти в качественные. Ещё несколько лет назад перерабатывающие мощности страны были избыточными, сегодня же есть локальные дефициты перерабатывающих мощностей, например по сахару, маслу, мясу, сырам. Наш практический вывод: целесообразно, сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности перерабатывающей пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков, чтобы российские граждане имели возможность приобретать отечественную и качественную продукцию.
Инструмент для этого уже создан — государственная программа развития АПК на 2013-2020 годы. Когда я пришёл в Минсельхоз, в рамках бюджетного планирования на три года на ресурсное обеспечение госпрограммы был заложен объём господдержки на 2013, 2014 и 2015 годы — по 124,1 млрд рублей на каждый. Это с учётом мирового кризиса, с учётом требований послания президента по ужесточению расходования бюджетных средств. Госдума утвердила эти цифры законом ещё 30 ноября 2011 года. Сейчас же они значительно увеличились. Вместо 124 млрд рублей на 2013 год заложено 137 млрд рублей, на 2014 год — 138 млрд рублей, на 2015 год — 152 млрд рублей. Кроме того, в связи с проблемами адаптации отрасли к ВТО есть решение оказать дополнительную поддержку сельхозпроизводителям в объёме до 14 млрд рублей. У России по договоренностям с ВТО до 2018 года есть возможность увеличить размер господдержки сельхозпроизводителям до существенно большей величины — 9 млрд долларов в год. Прогнозируемые объёмы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов позволят, с учётом допустимого импорта, обеспечить питание населению страны по более рациональным нормам и таким образом достичь пороговых значений показателей, определённых в доктрине о продовольственной безопасности.
Нравственный и исторический долг
По поручению руководства страны и с учётом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено развитие мясного скотоводства: финансирование — от 7 млрд до 9,5 млрд рублей с последовательным ежегодным увеличением. Стимулом для развития молочного производства должен стать новый вид субсидий на каждый литр реализованного товарного молока. Общий объём финансирования — от 10 до 12,5 млрд рублей. Данная мера поможет эффективным производителям, потому что сегодня в стране производится только 50% товарного молока, а высшего качества — не более 30%. Для сведения могу сказать, что по европейским стандартам наше товарное молоко, молоко первого сорта, не признаётся в качестве товарного. Соответствующим стандартам Европы признаётся только 30%. Нам ещё двигаться и двигаться, и такого рода стимулирующая выплата на литр товарного, качественного молока — это вопрос как раз повышения эффективности аграрного сектора и качества продукции.
Увеличено финансирование экономически значимых региональных программ: начиная от 13 млрд до 21,3 млрд рублей с поэтапным ростом. Этот механизм себя уже оправдал — в текущем году на 12 млрд федеральных денег регионы выделили более 25 млрд рублей. О регионах скажу особо. В рамках реализации новой программы мы будем усиливать ответственность субъектов Федерации за выполнение взятых обязательств, причём наряду с ростом и эффективности производства ключевым приоритетом мы планируем сделать развитие социальной сферы. Этот критерий станет одним из важнейших при заключении с регионами соглашений о софинансировании. Сельское хозяйство в России — это не только агробизнес. В сельской местности проживает треть населения, необходимо учитывать и обязательные социальные функции государства. Его задачи — сохранение сельского населения, занятости на селе, а также глубинных основ российской культуры. Мегаполисы, будь то Санкт-Петербург, Москва, Казань, относятся скорее к глобальному миру, а провинция хранит российскую культуру. И нельзя забывать: за счёт крестьянства и до революции, и в советские времена строили города, заводы. Из деревни выкачивались лучшие ресурсы, высасывались все соки. Государство обязано помнить об этом, возвращать нравственный и исторический долг и всесторонне решать проблемы села. Задача министра — практически проводить эту идеологию в жизнь.
Прозрачность и эффективность
— Проблема для России вообще и для нас как аграрного ведомства в частности на самом деле не в величине цифр. Основная задача — обеспечить прозрачность, а значит, и большую эффективность освоения денег по госпрограмме. Существующие правила их распределения меня абсолютно не устраивают с точки зрения обеспечения транспарентности, минимизации влияния усмотрения, а то и произвола чиновника на процессы. Возникает опасное сочетание коррупциогенности с неэффективным расходованием денег. Поэтому в скором времени мы подготовим первый пакет нормативных актов по совершенствованию всего механизма использования бюджетных средств и контроля над эффективностью их расходования. Будем менять нормативную базу, чтобы обеспечить и прозрачность, и эффективность. Если до сих пор на условный миллион рублей делался один объём работы, то теперь должны будут делать в два раза больше. Моя задача как министра в том, чтобы за счёт существующих ресурсов все делалось по максимуму. Значит, нам нужно больше творчества, больше инноваций во всём — и в производственной, и в непроизводственной сферах. Будем формировать новые критерии распределения денег, практически и форсированно переходить на проектное финансирование. Правила станут понятны и известны всем. В своё время у нас, в Чувашии, была создана самая прозрачная система региональных общественных финансов по оценке и Всемирного банка, и правительства России. За что мы в 2003 году даже получили грант в 7,3 млн долларов от Всемирного банка. Нам нужно добиться этого и для всего АПК России.
Ключевые задачи
— Ключевых задач две. Первая — сделать условия жизни и работы в сельской местности привлекательными. Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич много ездят по стране. Думаю, что предложение возглавить мне министерство у них появилось и после сравнения увиденного. По своему опыту поездок —, а он тоже значительный — могу сказать, что состояние и внешний вид сельского хозяйства в разных регионах сильно отличаются. Например, Кострома — родина моей супруги. Плакать хочется от того, что там видишь! В каком состоянии сельские больницы, школы, поля, техника! И таких регионов, к сожалению, очень много в стране. Успешных от силы можно насчитать с десяток. Белгородская, Воронежская и Тюменская области, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан, Мордовия. Про Чувашию тоже могу сказать.
Вторая задача — это проблема обеспечения конкурентоспособности российского агропрома и его адаптации к условиям ВТО. Предстоит немало сделать как по новой индустриализации АПК, так и одновременно по подготовке нормативной базы. Понадобятся методы цивилизованной правовой защиты отечественных производителей, чтобы не возникало конфронтации с нашими партнёрами по организации. Нужно не бороться с ВТО, а научиться в сельском хозяйстве использовать новые условия. Работа эта сложная, но и творческая, она даёт мощный импульс, для того чтобы ускорить подтягивание уровня жизни в сельской местности к мировым стандартам.